DOI:
В статье дается философский анализ становления проблемы нравственного воспитания в мировоззрении казахского народа. Идеал нравственного воспитания личности является важнейшей проблемой в условиях реформирования общества, модернизации общественного сознания. Идеал – это ядро нравственного мира человека, критерий для переоценки стереотипов сознания. Формирование идеала нравственного воспитания волновало казахских мыслителей и философов с древних времен. Теоретические вопросы формирования идеалов отражались в трудах Абу Насра аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, где они сумели раскрыть сущность идеала, нравственности и духовности. Различные аспекты данной проблемы рассматривали казахские просветители Ыбырай Алтынсарин, Шокан Уалиханов и Абай Кунанбаев, которые огромное значение в нравственном становлении личности, и, в частности формирования его идеалов, придавали образованию. Специфические особенности идеалов нравственного воспитания нашли свое развитие в философии Шакарима, М.Ж. Копеева, Магжана Жумабаева, которые заключались в изучении себя, своего внутреннего мира. Традиционная казахская культура, концентрируя в себе многовековой коллективный нравственный опыт, основанный на чистоте совести, чести и долге, непорочности духа, обогащает современную казахстанскую культуру, жизненный опыт, моральные критерии и нормы поведения современных людей.
Ключевые слова: воспитание, мировоззрение, казахская культура, этика, нравственность, традиция, национальная идентичность, образование, доброта.