РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУФИЗМА В РАБОТЕ «ИСТОРИИ ЖИЗНИ УЧЕНЫХ СО ВРЕМЕННОСТИ»: Мәзһаб ұстану қажеттігі

Том 87 № 3 (2024), РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Том 87 № 3 (2024)
2024-09-29

Авторы

Как цитировать

Оқан, С., Бағашаров, Қ., & Шадекулы, Н. (2024). БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУФИЗМА В РАБОТЕ «ИСТОРИИ ЖИЗНИ УЧЕНЫХ СО ВРЕМЕННОСТИ»: Мәзһаб ұстану қажеттігі. Аль-Фараби, 87(3), 110–121. https://doi.org/10.48010/2024.3/1999-5911.10

Аннотация

Данная статья посвящается изучению религиозных идей и суждений общественного и религиозного деятеля, поэта, переводчика Садуакаса кажы Гильмани, указанных в произведении об «Истории жизни современных ученых». В этом произведении раскрываются сведения о религиозных установках ученых XIX-XX вв., особенно
обосновываются факты, связанные с тем, что ученые тех времен следовали ханафитской школе юриспруденции и выстраивали вероубеждение по принципам Матуриди. Кроме того, данное произведение описывает некоторые вопросы суфизма, которые вызывали споры среди богословов того времени. С. Гильмани много задавался вопросами о том: «Почему мы приветствуем Пророка Мухаммеда?», «Подавал ли имам Абу Ханифа руку
духовному наставнику?» и «Могут ли мертвые помочь живым?» Взвешивая ответы на богословские вопросы, ученый пытался выстроить более обоснованные доказательства. Сформированные на основе его суждения концепции до сих пор не теряют актуальность в современном казахстанском обществе. Особенно общественное внимание притягивает его суждения о следующей суре Корана: «Каждого пророка мы послали говорить к
своей пастве, чтобы он мог говорить истину на языке своей паствы». Садуакас Хаджи Гильмани на основе вышеуказанной суре приводит мысль о том, что существуют три группы духовенства: те, кто зашел слишком далеко, те, кто совсем не взошел к пути, и те, кто в умеренном пути. Он предпочел последнее в качестве важнейшего из этих путей. И на основе толкования этого стиха, ученый подчеркнул необходимость следования по
умеренному пути, в рамках которого каждому народу не стоит терять свои обычаи и образ жизни. Главное он призывал к сохранению нравственности в религии и не отклоняться от нормы.
В целом авторы данной статьи посредством подробного анализа произведения С.Гильмани пытаются вывести его интерпретацию в свете современности, произвести переоценку его мыслей в текущем контексте религиозного дискурса, тем самым осуществить раскрытие его идей на волне смыслов нового поколения.
Ключевые слова: Садуакас Хаджи Гылмани, гуламы, ханафитский мазхаб, Акида Матуриди, суфизм, приговор, рукопожатие, тауессул, арвах, салауат