DOI:
Статья посвящена проблемецелостного бытия человека. Целостный человек противостоит частичному человеку. Разъясняется, что такой человек появляется в результате социального разделения предметной деятельности, приводящего к утрате человеком полноты атрибутов человеческой сущности. В бытии человека выделяются три основных типа – индивид, индивидуальность и личность. Каждый из них на чём-то основывается. Индивид своим основанием имеет абстрактную всеобщность, вследствие чего он мало чем отличается от других индивидов и фигурирует как все. Человек как индивидуальность, напротив, основывается на абстрактной единичности, доходящей до уникальности, которая может проявляться в чём угодно. Вследствие чего индивидуальность может быть как положительной, так и отрицательной. Человек как личность своим основанием имеет конкретную особенность как синтез абстрактной всеобщности и абстрактной единичности; но в нём от индивидуальности входит только её положительное содержание. Личность всегда существует как целостность; не бывает частичной личности. Вместе с тем в тот период человеческой истории, который начался после разложения первобытного строя и продолжается также и в нынешнее время, человек как личность содержит в себе в синтезе лишь ведущие атрибуты человека. Превращение же каждого человека в тотально целостную личность возможно лишь вследствие преодоления и устранения отчуждения, перспективы чего покамест крайне проблематичны.
Ключевые слова: целостный человек, частичный человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, разделение деятельности, отчуждение, социальная роль, этика, религия, свобода.