DOI:
В данном исследовании рассматривается история движения джадидов, начиная с социокультурных условий и заканчивая возникновением движения джадидов в Центральной Азии в период с конца девятнадцатого века по начало двадцатого века. Чтобы сделать вывод о движении джадидов о том, что оно сформировалось как религиозно-культурное и антиколониальное движение против советского режима, в данной статье анализируется соперничество между учеными традиционного ислама и интеллектуалами, настроенными на реформы, в отношении идей реформы. В то время, как Халид утверждает, что движение джадидов возникло как культурное и политическое движение, в этой статье, исследуя движение джадидов в Центральной Азии, предлагается добавить к аргументу Халида, что оно сформировалось как религиозно-культурное движение. Это связано с тем, что ислам был встроен в социально-культурную и политическую жизнь мусульман Центральной Азии и ислам играл неотъемлемую роль в вопросе национальной идентичности, которая неотделима. Другими словами, ислам был ключевым маркером идентичности мусульман Центральной Азии. Аргумент, предложенный в исследовании, утверждает, что движение джадидов, несмотря на его склонность к секуляризму и высокий акцент на светские темы, никогда не отрывалось от идеи ислама; то есть джадиды пытались объединить ислам с наукой и достичь исламской цивилизации и культуры Золотого века. Таким образом, на протяжении всего исследования постоянно демонстрируется, что, стремясь к прогрессу и достижениям в экономической и социальной сферах, джадиды всегда пытались сохранить исламские ценности.
Ключевые слова: джадидизм, Центральная Азия, современность, кадимизм, ислам.