ЯЗЫК. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ЖЕЛТОҚСАН – 1986: БАҒАЛАНУЫ, СЕБЕПТЕРІ ЖӘНЕ ӨНЕРДЕГІ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯСЫ

Том 76 № 4 (2021), ЯЗЫК. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Том 76 № 4 (2021)
2021-12-25

Авторы

Как цитировать

Айтенова, А., & Қайратұлы , С. (2021). ЖЕЛТОҚСАН – 1986: БАҒАЛАНУЫ, СЕБЕПТЕРІ ЖӘНЕ ӨНЕРДЕГІ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯСЫ. Аль-Фараби, 76(4). https://doi.org/10.48010/2021.4/1999-5911.12

Аннотация

Авторы статьи делают попытку проанализировать события, произошедшие 17–18 декабря 1986 года в Казахской Советской Социалистической Республике, с помощью методологии «культурной травмы». Методология «культурной травмы» с точки зрения авторов осуществляется в следующей последовательности – «Декабрьские события» – «Оценка Декабрьских событий» – «Причины Декабрьских событий» – «Репрезентация Декабрьских событий в искусстве».       Декабрьские события определяются как многогранная социально-гуманитарная проблема. Показано, что Декабрьские события необходимо оценивать всесторонне как исторический, социальный, гуманитарный феномен.                                                                                  Причинами Декабрьских событий определены: освобождение от должности Кунаева Динмухамеда Ахмедовича, кризис коммунистической политической идеологии, политический, экономический волюнтаризм тоталитарной власти, суждение сферы применения казахского языка, экологический кризис Советского Казахстана, выход на арену истории третьего поколения советского народа. В целом, Декабрьские события рассматриваются в качестве открытой формы залечивания душевных ран казахского народа, нанесенных управленческими решениями советской красной империей.                                                                                                            Несмотря на то, что Декабрьским событиям как социальному феномену уже более четверти века, декабристы и их активность не сходят с повестки дня в общественном сознании. Возрастает важность использования Декабрьских событий как универсального инструмента в формировании различных форм социальной практики. Концептуализация этой точки зрения в статье определяется репрезентацией уроков Декабрьских событий в современном казахском искусстве (скульптура, кино, литература, театр). Вместе с тем в статье также показано, что репрезентация Декабрьских событий в искусстве является формой и содержанием «заживления» травмы Декабрьских событий.

Ключевые слова: социальная философия, культурная травма, Декабрь – 1986, искусство, репрезентация.