DOI:
Формирование гражданской общности происходит в процессе складывания государственности и предполагает выработку системы коммуникаций между сообществами и социальными группами, обладающими различными характеристиками экономического, этнического, языкового, конфессионального, поселенческого, демографического планов. В свете вышесказанного одной из значимых функций государства является содействие формированию гражданского дискурса, понятного всем без исключения социальным группам. В зависимости от особенностей сообщества гражданский дискурс может совпадать с национальным, конфессиональным дискурсом или же представлять собой надкорпоративный, надгрупповой интеграл. С 2000-ых годов в Казахстане (что отражает и мировой тренд) в гражданский дискурс начинают активно проникать концепты, задающие принципы ориентации современного человека в постсекулярном мире - в мире, в котором состоялось масштабное возвращение религии в повседневную жизнь и практики индивидов, социальных общностей и институтов. Для полноценного участия в коммуникациях, обусловленных дискурсом такого образца, индивидам необходима религиоведческая грамотность. Запрос на ее формирование получает система образования, выступающая институтом социализации индивидов. В статье рассматривается трансформация казахстанского гражданского дискурса с точки зрения присутствия в нем концептов, отражающих принципы государственно-конфессиональных отношений на различных этапах развития Казахстана за годы независимости. Авторами предпринимается специальный анализ того, какие вызовы стоят перед системой образования и как она их решает в контексте формирования гражданского дискурса.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, гражданский дискурс, коммуникации, консолидация, независимость Казахстана, религиоведческая грамотность, религиоведческое образование, религиозное образование.