DOI:
В статье анализируется третья по статусу (наряду с материальной и духовной) сфера культуры, получившая название «семиосфера». Эта сфера образована специальной деятельностью – знаковой деятельностью (иначе –
семиозисом). Подвергаются анализу некоторые основные толкования сущности знака и особенно символа. Предлагается авторское их понимание. Отмечается, что адекватно определить сущность знака возможно, лишь опираясь на диалектику идеального (по-немецки – Ideelle) и реального. Многие же исследователи не учитывают данную диалектику, вследствие чего допускают различного рода ошибки. В статье отмечается, что символ – это, во-первых, знак-артефакт, а вовторых, знак, наделенный повышенным ценностным смыслом. В завершение
критике подвергается позиция, редуцирующая всю культуру к семиосфере.
Ключевые слова: культура, знак, символ, семиозис, семиосфера, идеальное (Ideelle) и реальное.