https://alfarabijournal.org/index.php/journal/issue/feed Аль-Фараби 2024-03-25T00:00:00+05:00 "Аль-Фараби" журнал gulnara.nussipova@iph.kz Open Journal Systems Журнал социогуманитарных исследований «Al-Farabi - Әл-Фараби – Аль-Фараби» издается с 2003 года, имеет международный стандартный номер для периодических изданий (ISSN) № 1999-59-11. https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/946 КОММЕНТАРИЙ К ОБОЗНАЧЕНИЮ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ КАК «АЛЬ-МУАЛЛИМУС-САНИ (ВТОРОГО УЧИТЕЛЯ)» 2024-02-13T13:34:06+06:00 Палтөре Paltore yktiyar@inbox.ru <p>Принимая во внимание то, что одним из наиболее объемных произведений Абу Насра аль-Фараби является трактат «<em>Китаб аль-Мусика аль-Кабир</em> – كتاب الموسیقی الكبير» (Большая книга музыки), в статье задается вопрос «почему Абу Наср аль-Фараби, который является основоположником восточной музыки не известен миру как квалифицированный музыкант?» и почему его называли «<em>аль-Муаллим ас-Сани</em> – المعلم الثاني» (Второй Учитель).</p> <p>Также на примерах доказано, что это прозвище «<em>аль-Муаллим ас-сани</em> – المعلم الثاني» (Второй учитель) на казахском языке приводится как «Екінші ұстаз». Поэтому, прежде всего, анализируя этимологию слов «мұғалім» и «ұстаз» в арабском и казахском языках, объясняется почему на арабском языке его называют «<em>а</em><em>ль-Муаллим ас-Сани</em> – Второй Учитель».</p> <p>В статье анализируются две разные точки зрения относительно обозначения Абу Насра аль-Фараби «<em>аль-Муаллим ас-Сани</em> – المعلم الثاني» (Вторым Учителем). За каждым из них следует использование методов сбора письменных источников, дифференциации, исторического сравнения.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> Аль-Фараби, аль-Муаллим ас-сани, перевод, письменные источники, рукописи, трактат</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/935 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 2024-03-03T11:35:49+05:00 Айгүл Тайженбетова aigul.bizhanovna@mail.ru Гулжихан Нурышева gulzhikhan-nurysheva@yandex.kz <p>Существенное влияние на общественное сознание оказали национально-демократические идеи интеллигенции Казахстана в начале прошлого века. Они послужили основой для организации общества на высоком уровне.<br />Творческие исследования казахской интеллигенции, рассматривавшей пути создания национального государства в период распространения различных мнений, точек зрения и теорий, оказали эффективное воздействие на общественное сознание и открыли путь для формирования и самоопределения нации в будущем.</p> <p>В статье представлен философский анализ идеологических аспектов политической и культурной жизни представителей казахской интеллигенции, стремившихся создать национальную государственность, выступив против тоталитарного режима.Национальные и либерально-демократические идеи правительства Алашорды имеют большое значение для политического развития сегодняшнего независимого Казахстана.</p> <p>В периоды политической нестабильности социально-философские мысли и позиции казахской интеллигенции становятся главным ориентиром для общества и заложили основу для распространения духа заинтересованности, консолидации нации вокруг общих ценностей.Адаптация казахской земли к новым политическим и культурным изменениям при сохранении политической независимости, территориальной целостности и национальных ценностей объединила их ради общей цели и общей идеи.Усилия, направленные на то чтобы добиться свободы, равенства, политической грамотности народа, свободы слова и печати, сохранения прав человека и национальных ценностей, обеспечения равных возможностей, свободы женщин показывают<br />широкий размах идеологической направленности учения интеллектуалов.</p> <p>Авторы, изучая влияние социально-философских идей казахской интеллигенции на общественное сознание, оценивают роль в консолидации нации и просветительский потенциал интеллигенции.</p> <p><strong><em>Ключевые слова:</em></strong> казахская интеллигенция, партия «Алаш», Алашорда, советское правительство, общественное сознание, социально-философские идеи, национальные ценности.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/920 ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЗАХСТАНСКИХ УЧЕНЫХ (1994-2019 гг.) 2024-02-08T10:21:22+06:00 Динара Килыбай dinara_20_96@inbox.ru <p>Статья посвящена анализу диссертаций по философии, защищенных в Казахстане за четверть столетия (1994 – 2019 гг.),целями которого стала систематизация диссертационных исследований в сфере философского знания по областям философских исследований (истории философии, философии религии, философской антропологии, социальной философии, антологии и теории познания), по тематической направленности, а также по ряду социологических показателей (гендерному, языковому). Полученные статистические данные как внешние параметры позволяют выявить ряд тенденций внутреннего характера, в частности, связанные с особенностями развития философской науки Казахстана за анализируемый период, направленность вектора философского поиска в сфере современного отечественного философского знания.</p> <p>В статье использованы материалы по защищенным диссертационным работам на соискание ученых степеней кандидата и доктора философских наук (PhD), полученные по данным, размещенным на сайте Национального центра научно-технической информации, а также данным Национальной академической библиотеки Республики Казахстан (г. Астана).</p> <p>Полученные результаты позволили сделать вывод об изменении, смещении интересов отечественных ученых-философов с онтологических, аксиологических проблем на проблемы прикладного и интердисциплинарного характера.</p> <p><strong><em>Ключевые слова</em></strong>: философия, современная философия Казахстана, актуальные философские исследования, диссертационные исследования, диссертации.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/902 ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЫТИЯ КАЗАХСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ КАЗАХСТАНА 2024-02-08T20:05:44+06:00 Айбек Бекмуратов aibek_mail@mail.ru Мурат Сабит muratsabit1710@gmail.com <p>Исследование традиционного прикладного искусства представляет комплексную проблему, предполагающую решение ряда общеметодологических вопросов, находящихся на стыках таких наук, как философия, история, социология, культурология, эстетика, искусствоведение, археология, этнология и др. В статье предпринята попытка синтеза результатов разнонаправленных разработок ученых-гуманитариев Казахстана с целью выяснения сущности и ценностно-смысловых характеристик бытия исследуемого феномена, взятого в его историческом становлении и развитии. На обширной территории евразийских степей, где в самой их сердцевине раскинулись просторы казахской земли, в течении тысячелетий происходили сложные культурно-цивилизационные, этногенетические, демографические, социально-политические процессы, в горниле которых сформировался казахский этнос, ставший одним из автохтонных воспреемников сокровищниц общетюркской культуры и искусства. Авторы стремятся, используя материалы исследований ряда известных ученых, таких как А. Х. Маргулан, Х. А. Аргынбаев, М. С. Муканов, С. Акатаев, К. Ш. Нурланова, Б. К. Байжигитов и др., воссоздать общую картину бытия казахской традиционной культуры и прикладного искусства, установить с помощью применения методологии тематического анализа Дж. Холтона ценностно-смысловые их архетипы, реализуемые в трактовке таких важных тем, к которым относятся вопросы об автохтонности казахского этноса, самобытности культуры и искусства. Показано, что тематическая структура исследований ученых Казахстана включает в себя ряд весьма важных философско-мировоззренческих, мифо-поэтических, этико-эстетических, историко-этнологических элементов (тем), способствующих раскрытию истины бытия традиционного народного прикладного искусства.</p> <p><strong><em>Ключевые слова:</em></strong> казахская культура, искусство, традиция, традиционное прикладное искусство, бытие, ценности, самобытность, национальная идентичность, тематическая структура.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/945 ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 2024-02-13T11:01:25+06:00 Макпал Дабылтаева 87474144707@yandex.kz Бибигуль Иманбекова imanbekovabibigul9@gmail.com Ермек Токтаров toktarov_eb@kisi.kz <p>В статье проанализированы социально-психологические, экономические и политологические подходы концептуального определения «феномена доверия» в науке. В современном мире социальные институты общества подвержены социально-пространственным изменениям, требующим нового изучения «феномена доверия» в сфере социально-гуманитарных наук. При изучении структуры функционирования общества четкого определения «феномена доверия» учеными до сих пор не дано, поэтому необходим системный, теоретико-концептуальный анализ путем систематизации междисциплинарных понятий и определений.</p> <p> Посредством концептуального анализа систематизировать социологические, философско-психологические, политико-экономические определения «феномен доверия», обосновав данное определение как междисциплинарное. Установлено, что термин «феномен доверия» является универсальным междисциплинарным понятием. В результате систематизации теоретических определений и подходов, уточняется практическая значимость «феномена доверия» в обществе как средства общения, способствующего формированию новых социальных явлений. Концептуальный анализ социологических, философско-психологических, политико-экономических определений и подходов к термину «феномен доверия». Предметная систематизация термина «феномен доверия» посредством применения метода концептуального анализа.</p> <p>Доверие является одним из главных инструментов в осуществлении социальной деятельности социальных институтов в обществе. Это явление, регулирующее общение членов общества на личностном, межличностном, групповом, ассоциативном, классовом уровне.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> «феномен доверия», социальный капитал, концептуальный анализ, формально-рациональное, иррациональное.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/894 ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСЛАМСКОЙ ФИЛОСОФИИ 2024-02-08T10:15:22+06:00 Талгат Тумашбай talgat-sadik@mail.ru Галия Курмангалиева galiya2206@gmail.com <p>В статье представлено социальное содержание человеческой деятельности в философских воззрениях аль-Фараби и аль-Газали, совершенство личности, духовное мировоззрение человека, основанное на этических ценностях ислама, оценка времени. В науке существует понятие интеллигенции, утратившее свою актуальность. Рассмотрена интеллектуальная деятельность аль-Фараби в познании собственной природы, познание истины, познание аль-Газали истинности себя и окружающего мира через мистические методы познания тайны Творца. Содержание статьи составляют функции психики и формы мышления, религиозно-антропологические характеристики человека, типы общества и потребности его управления, понятие религиозного контекста и деловой культуры. Уделено внимание методам определения совершенства личности в трудах мыслителей. В частности, сопоставлялись концепция аль-Фараби о хорошем городе-искусстве, совершенном руководителе, потребности аль-Газали в управлении обществом, концепция полноценного человека правителя Абая. Были представлены этические ценности и мораль аль-Газали в воспитании детей.</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> история философии, деятельность человека в философии, образование, искусство, религиозная антропология, аль-Фараби, аль-Газали, гармония, социально-этические ценности.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/966 ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В МЫСЛЯХ ГУМАРА КАРАША И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ 2024-02-08T20:03:03+06:00 Берік Аташ atash_berik@mail.ru Қуаныш Әлжан iph@iph.kz <p>В данной статье, прежде всего, дан обзор концептуальных основ проблемы идеи справедливости в казахском мировоззрении. Анализируются идеи Гумара Караша об исторической справедливости. Анализируется, что оно показывает предпосылки становления казахского народа отдельным государством. Сделан философский анализ того факта, что стремление к образованию и европейской цивилизации является основой установления исторической справедливости казахского народа, приводятся отрывки из его размышлений. Описана тоска по бывшей независимой стране казахского народа. При этом мысли Гумара Караша о единстве страны и вопросах расширения рамок родного языка преподносятся как вопрос восстановления исторической справедливости. Подобные проблемы Гумара Караша связаны и сравниваются с сегодняшним временем, анализируются его актуальные проблемы. В частности, рассматривается вопрос языка и религии, дискурс восстановления исторической справедливости в вопросе укрепления независимости. Сопоставляются казахская духовность начала ХХ века и казахская духовность начала XXI века, проблемы перевода, формирования научного стиля и т.д. ясно показаны прогрессивные и непрогрессивные аспекты.</p> <p><strong><em>Ключевые слова: </em></strong>Гумар Караш, справедливость, национальная идентичность, язык, духовность, единство, казахское общество, идея Алаша</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/977 К ВОПРОСУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОГО И КАЗАХСТАНСКОГО СОЦИУМА: «ГЛОБАЛЬНОЕ» И «НАЦИОНАЛЬНОЕ», ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 2024-02-29T16:33:02+06:00 Раушан Сартаева raush_sart@mail.ru <p>Актуальность данного исследования состоит в том, что конституирующей особенностью цивилизационного развития современного мирового мега-социума является феномен цифровой трансформации, разрывающей границы национальных государств и актуализирующей проблемы дихотомии «глобальное-национальное», а также этико-правовые особенности формирующейся цифровой реальности. Новая социокультурная реальность изменяет онтологический статус человека, его этико-онтологическое отношение к себе и миру. &nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;Цель и новизна данного исследования состоит в том, что автор считает: &nbsp;для определения вектора и перспектив цифровой трансформации&nbsp; в Казахстане необходимо учитывать ряд особенностей &nbsp;культурно-цивилизационного развития нашей страны. Первое: в исследовательской среде Казахстан принято относить к государствам так называемого транзитного типа, к государствам «третьей волны демократизации» (по С.Хантингтону [1]), «позднего старта» (по А.Гершенкрону [2]), в которых все типы инициатив исходят от властных элит. Второе: цифровая трансформация – феномен западной цивилизации, который не является естественной ступенью в развитии нашей страны (во всяком случае, на сегодняшний день), следовательно, наше общество не само формирует цифровую среду, а наоборот, цифровая среда заставляет наше общество подстраиваться, меняться под эту среду. Третье: современная казахстанская национально-государственная идентичность является по своему содержанию интегральной, то есть, определяется особенностями архетипа, типа рациональности государствообразующего и культурообразующего казахского этноса, советского человека и второго по численности культурообразующего этноса – русских, русскоязычных. Четвертое: общая задача исследования вектора и перспектив цифровой трансформации в РК состоит в определении «золотой середины» между плюсами транскультурной открытости, минусами высокой вероятности взлома национального культурного кода и риском утраты государственной субъектности, поскольку цифровая трансформация разрывает границы национальных государств. Кроме того, необходимо учитывать, что институт государства остается основным гарантом защиты всех типов идентичностей: от национально-государственной, культурной и до человеческой идентичности, в конечном итоге.</p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong>Ключевые слова</strong>:</em> цифровая трансформация, национально-государственная идентичность, государственная субъектность, цифровые права, этико-правовые аспекты цифровой реальности.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/953 КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 2024-02-08T11:09:02+06:00 Гаухар Абдуразакова gauhar_abdikarimovna@mail.ru Гавхар Мусабекова mgm_7@mail.ru Бауыржан Божбанбаев bbozhbanbaev@mail.ru <p>В статье подчеркивается, что национальное сознание как важнейшая составляющая общественного сознания, определение и описание структуры национального сознания как социокультурной среды, механизма осмысления и изменения социокультурной действительности, культурно-философский анализ последствий процессов глобализации с точки зрения их собственного воздействия на национальное сознание, определение специфических характеристик национального сознания, формирующихся в условиях глобализационных изменений, и его отдельных национально-переходных составляющих части, изучить место и роль национального сознания в системе общественной безопасности, в поисках национальной идентичности основное внимание уделяется изучению новой культурно-философской сущности национального сознания. Кроме того, целью исследования является выявление и анализ существенных изменений национального сознания и национальной идентичности, связанных с процессом глобализации. Анализируются основные аспекты современных культурно-философских трактовок понятий национального сознания и национальной идентичности.</p> <p><strong><em>Ключевые слова:</em></strong> национальное сознание, глобализация, интерпретация, национальная идентичность, национальная модернизация.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/950 ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ «АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» 2024-02-19T10:51:21+06:00 Шахин Филиз sfiliz@akdeniz.edu.tr Гульнара Коянбаева grk.63@mail.ru Айман Кельдинова aimana_th@mail.ru <p> Современное общество живет в эпоху стремительных изменений. Такие процессы, как глобализация, социально-политические потрясения, кризис идеологий, развитие массовой культуры, и прежде всего отчуждения от общечеловеческих, общекультурных ценностей привели к болезненному сдвигу в системе ценностных парадигм казахстанского общества. В связи с этим актуализировалась проблема по выработке научной концепции - «антитеррористическое сознание» в новом гуманитарном знании. Охватывая важнейшие отрасли гуманитаристики, антитеррористическая деятельность в данном исследовании рассматривается с социально-философских позиций и затрагивается преимущественно при междисциплинарном анализе в качестве одной из центральной проблематики современной философии, социальной онтологии и феноменологии.</p> <p><strong><em>Ключевые слова:</em></strong> философия, массовое сознание, современное общество, информационная среда, терроризм, информационная война, идеология, ценности.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/957 ПОВЫШЕНИЕ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ 2024-02-20T13:22:40+06:00 Берик Имашев berikmazhitovich@gmail.com <p>Доверие граждан к&nbsp; государственным органам вообще, правоохранительным и судебным, в частности,&nbsp; в современных условиях превратилось в ключевую ценность взаимоотношений&nbsp; народа и государства. Ее истоки коренятся в&nbsp; действующем Основном Законе, реализуемой президентской концепции «слышащего государства».</p> <p>&nbsp;Дефиниция «доверие» в публичной правовой сфере в достаточной степени в отечественной правовой науке не разработана и требует своего законодательного закрепления, а также систематизации законодательства в этой части. В настоящее время «доверие» стало активно использоваться для демонстрации одного из главных направлений государственной деятельности и построения отношений между личностью и обществом на принципиально новой основе. Поэтому как в практическом, так и в научном плане представляется необходимым сконцентрировать вектор этой деятельности на системной и научной основах. К решению этой проблематики, необходимо привлекать не только социологов, но и юристов (прежде всего криминологов), правозащитные организации, а также СМИ как это уже давно практикуется в странах развитой демократии.</p> <p>В статье также предпринята попытка изучить зарождающуюся практику&nbsp; проведения мониторинга функционирования органов внутренних дел, включая его законодательные основы, развитые в единичных подзаконных актах, а также социологических исследований госорганов и институтов гражданского общества, их аналитические оценки в СМИ. Вносятся предложения по расширению проведения углубленных опросов граждан, встреч&nbsp; руководителей всех органов правоохраны&nbsp;&nbsp; с населением, а также концентрации усилий ученых различных областей гуманитарных знаний.&nbsp;</p> <p><strong>Ключевые слова:</strong> доверие граждан, Конституция, опросы граждан, правоохранительные органы, социологические исследования.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/932 ФЕНОМЕН МАХДИ 2024-02-08T10:17:37+06:00 Фэриде Камалова feride.kamalova@ayu.edu.kz Нагима Байтенова zhanat52@mail.ru Бауыржан Сайфунов bsaifunov@gmail.com <p>В данной статье рассматривается феномен Махди, который во все времена вызывал бурный резонанс в обществе.Вера в Мессию и Махди как в спасителя, который установит справедливость в мире в конце времен, есть не только в исламской культуре, но эта вера занимает особое место во многих других религиях, особенно в иудаизме и в христианстве. Так как культуры мира в целом не имеют своих чистых характеристик, то естественное явление, что религии мира тоже иногда развивается под влиянием верований других религий во время своего существования. Что мы можем из этого понять, так это то, что исторический опыт показывает, что любые ценности будь то религиозные или культурные как только возникает духовный вакуум в обществе оно заполняются импортными продуктами, если не заполняется изначальными ценностями родного пространства. В статье представлен религиоведческий анализ причин возникновения концепции Махди, который якобы спасает человечество от несправедливости и безбожия в будущем, как результат религиозной веры в исторические времена. Эта вера берет свое начало из многочисленных доисламских верований и для мусульман является импортной ценностью. Данная вера анализируется методом сравнительного анализа на основе первоисточника ислама. В статье вера в Махди формулируется как политический инструмент, замаскированный под религию.</p> <p><em><strong>Ключевые слова:</strong></em> Махди, Мессия, спаситель, конец света, основы исламской веры.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби https://alfarabijournal.org/index.php/journal/article/view/878 ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ВЕРЫ Д.В. ПИВОВАРОВА) 2024-02-08T10:30:40+06:00 Гульнара Абрахматова abrahmatova-g@mail.ru Жаннат Даулбаева d_jannat@mail.ru <p>В статье рассматриваются проявления веры как внешней формы, так и внутренней в истории философской мысли и в настоящее время. Авторы исследуют проблему понимания веры и знания как проявления внутренних и внешних детерминантов, через известную концепцию российского исследователя, ученого, философа Д.И.Пивоварова. Мыслитель для конкретизации понятия веры вводит два различных вида, основываясь на традиции различения этого термина в английском языке: faith-веры и belief-веры.</p> <p>Авторы, развивая идеи российского мыслителя, представляют различение двух типов веры как внутренних и внешних детерминантов религиозного мировоззрения. Первый тип веры - faith-веры - выступает как внутреннее интуитивное знание, данное с рождения. Основываясь на истории западно-европейской философии и арабомусульманской философии авторы показывают как менялись соотношения между двумя видами веры в религиозном мировосприятии. Авторы приходят к выводу, что ортодоксальные, фундаментальные направления в религии больший упор делают на совершенствовании belief-веры, тогда как мистические и эзотерические направления - на укреплении faith-веры. </p> <p>Принимая во внимание концепции Д.И.Пивоварова авторы считают, что faith-веру и belief-веру можно логически рассматривать как внутренние и внешние детерминанты мировоззрения человека.</p> <p><strong><em>Ключевые слова:</em></strong> вера, знание, суфизм, религия, разум.</p> 2024-03-27T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Аль-Фараби