DOI:
Аннотация. Автор статьи исходит из того, что миф – это, прежде всего, исторически исходный способ в понимании единства отношения «Человек и Мир» и что мифология (мифопоэтика) является древнейшей формой духовной культуры, продукт коллективного творчества многих поколений людей родовой эпохи, когда цивилизация только зарождалась и шел процесс первоначального накопления социокультурного опыта.
Миф устанавливает равновесие между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхестественным, и поэтому миф как бы достраивает реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и природой, т.е. создавая единство между ними.
Своеобразие этапа мифопоэтического сознания как исторического феномена характеризуется принципом кровнородственных отношений, и является онтологическим «источником» построения всей системы мифологии, который придает ей целостность.
В последующие эпохи истории жизнедеятельность архаического человека закономерно привела к становлению нового типа художественный образности – авторской поэзии. В I веке в истории номадической культуры мироотношения появляются новые субъекты мировоззренческой рефлексии – касты профессиональных ораторов, рапсодов и бардов – акынов, жырау, кюши и др.
Сделан вывод о том, что основные этапы развития жырау ее смысловые основания образуют своеобразную иерархическую систему, особенности которой определяются констелляцией основополагающих этико-онтологических парадигм мировоззренческой рефлексии.
Ключевые слова: миф, мифопоэтика, архаическое мировоззрение, мироздание, онтология, этика, ритуал, единое бытие, время, пространство, поэзия жырау, традиционная культура.