DOI:
Статья посвящена культурфилософскому анализу феномена измененного состояния сознания, одной из мало изученных культурфилософских и культурантропологических исследованиях. В работе на примере анализа идейных теоретиков суфизма в контексте тюркско-исламской культуры авторами проводится обоснование идеи об измененном состоянии сознания как формы экстатического типа культуры. Основной целью данной статьи является рассмотрение суфизма как одной из форм экстатического сознания, проанализировать основные формы достижения измененного состояния сознания в контексте тюркско-исламской культуры. Новизна данной статьи состоит в обосновании идеи о суфизме как формы экстатического сознания в контексте тюркско-исламской культуры и анализе форм достижения измененного состояния сознания. Авторы статьи изучают основные формы измененного состояния сознания на примере анализа основных положений и понятий работ тюркских классиков (Аль-Фараби, Яссауи, Баласагун др.). Экстатическое сознание описывается как такое состояние души, которое позволяет проникнуться чистотой, возвышенностью, великолепием Сущего как наслаждение, восторг, радость. Эти состояния сознания определяются мыслителями как глубинное духовное переживание, которое видоизменяет и потрясает своей неописуемостью, вызывая восторг, в процессе которого открывается совершенное знание.
Ключевые слова: измененное состояние сознание, суфизм, любовь, музыка, круговые танцы, тюркская исламская культура.