РЕЛИГИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОСТИ

ЗОРОАСТРИЗМ: РАСКОЛ, ОТХОД ОТ ТЕНГРИАНСТВА ТУРАНА

Том 82 № 2 (2023), РЕЛИГИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОСТИ
Том 82 № 2 (2023)
2023-07-09

Авторы

  • Рахман Алшанов Университета «Туран»

Как цитировать

Алшанов, Р. (2023). ЗОРОАСТРИЗМ: РАСКОЛ, ОТХОД ОТ ТЕНГРИАНСТВА ТУРАНА. Аль-Фараби, 82(2), 28–38. https://doi.org/10.48010/2023.2/1999-5911.03

Аннотация

Статья посвящена отдельным вопросам распространения тенгрианства в Центральной Азии, проблеме религиозного раскола, отделения зороастризма из недр тенгрианства. Сделан акцент на ответах Заратуштры на мировоззренческие вопросы Баири Ахуна, показано, что в поисках приверженцев новой веры он выступает как реформатор, поступок охарактеризованный в последующем пророческими Единоверцами его десятилетняя деятельность по продвижению своих кардинально новых идей воспринята как еретическая, раскольническая. Это привело к первой религиозной войне в древнем Туране. Определен состав участников сражения за веру, которая произошла на южной окраине Марыйской долины. На основе генетических данных прослежен этнический состав сражавшихся сторон. Сделан вывод на основе последних результатов исследований ДНК жителей региона о том, что хиониты, которые по заключению ряда ведущих ученых историков были хуннами, на самом деле и являются протохунну (Q). И это означало, что поскольку хунны были тенгрианцами, то и хиониты были ранними сторонниками этой веры. Религиозная война за веру была между тенгрианцами и зороастрийцами.  Сделано заключение о том, что Заратуштра, отделивший новое знание, вышел из недр тенгрианства, соблюдавший некоторые атрибуты шаманства, был по происхождению скифом, азиатской ветви гаплгоруппы R1a1a2b.     

Ключевые слова: тенгрианство, зороастризм, раскол и сражение за веру, миграция гаплогрупп, протохунну, кайяниды, арьи.