DOI:
В статье раскрывается сущность личности одного из величайших творцов культурного созидания, основоположника древнейшей религиозной системы Заратустры, показывается значимость его идей в человеческой культуре. Цель исследования показать место Заратустры в истории и культуре, и его влияние
на развитие человечества и формирование мировых религии. Его учение – одно из древнейших образов глубокого мышления и мудрости. Учение Заратустры формировалось на основе духовных ценностей древней кочевой цивилизации. Заратустра стремился обогатить и модернизировать общество новыми ценностями, чтобы восстановить социокультурную среду. Однако его учение не было признано обществом. Не находя поддержки в среде, учение Заратустры распространились по всему миру через Афганистан, Иран и другие страны и оказали огромное влияние на развитие человеческой культуры и духовных ценностей, формирование мировых религий. Его религиозно-этические, философские и другие духовные ценности о человеке и мире стали одним из истоков жемчужин степной мудрости древности. Гимны Заратустры формировались на основе древних легенд, эпосов
древнего степного кочевого общества. Это можно проследить в древних писаниях «Авесты» («Гат»). Духовные ценности Заратустры обогащают мировую культуру мудрыми мелодиями степей, а его степные гимны оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения древне-греческих и античных мыслителей. Мудрость Заратустры отражают работы Ф. Ницше («Так сказал Заратустра») и др.
Возрождение духовных ценностей казахского народа позволит продолжить прошлое через духовную преемственность с настоящим, определить завтрашний путь развития нашей страны, оценить опыт племен, населявших древнюю казахскую землю, в диалоге с поликультурами в сооветствии с требованиями сегодняшнего времени.
Ключевые слова: общество, преемственность, духовность, ценности, особенность, эпоха, мудрость.
Әдебиеттер тізімі
Күмісбаев Ө. Шығыс Шайырлары Алматы:«Дәуір» 2015. -312б. б.7-20.
Алшанов Р. Тайны двадцати тысячелетий: поиски и открытия Алматы: «Универститет Туран» 2021. -548с. С.422-453
Оспанов С.И.Зороастризмнің идеялық негіздері және ұлттық рухани-мәдени бастаулар//Қоғам және дәуір, №2,2008. 107-114бб. заратуштра-Декарт-Юнг: тұйықталған шеңбер//-----
Шалекенов У. Арийлердің діни-наным сенімдері//Абай атындағы ҚазҰПУ-дың Хабаршысы, «Тарих және саяси-әлеуметтік ғылымдар» сериясы, №3 (25), 2010 3-12бб.).
Дорошенко Е.А. Зороастрийцы В Иране (Историко-этнографический очерк) М: «Наука» 1982. -133с. С.8-17
Қадырбаев А.Ш.Арий Заратуштра – первый Пророк мировых религий// Иран-Наме, 2(26), 2013. с.120-125.
Бейсенбаев Ж. «Скиф-Анахарсис» пен Ұлы Пайғамбар, ғалым қызыр Ильяс(Заратуштра) //Ақиқат, №7, 2007. Б.43-48.
Орынбеков М.С. Генезис религиозности в Казахстане Алматы: «Дайк-Пресс» 2005. -240б. Б75-81.
Серікпаев Қ. Тайны тысячелетий А:«Signet Print»2010.-333б. Б7-8.
Жолдасбеков М. Ұлы дала әдебиеті.Астана: «Ғылым»2018.-416. Б364-368.
Брагинский «Авеста» Состав// Авеста в русских переводах. (1861-1996гг.) С-П. журнал «Нева», «Летний Сад», 1998. -477с. С.51-55.
Марғұлан Ә.Х. Шығармаларының толық жинағы, Т.,1. Алматы: «Алатау» 2007. -608б. 80-153.
Қозыбаев М.Қ. Қазақ тарихы – дала өркениетінің құрамды бөлігі//Егемен Қазақсатан, 3 шілде, 1998. б 6-7.
Заратуштра//Религия. Энциклопедия. Минск: «Книжный дом» 2007. -959с. С 313-316.
The zend-Avesta, part 1, The Vendidad, Translated by James Darmasteter, Oxford Universiti Press, 1880. -301р. Р 1-6.
Ницше Ф. Так оворил Заратустра. Алма-Ата: «Жазушы», 1991. -304с.
С 7-20.; Иоганн Рау, Г.Жұмабаева Фридрих Ницшенің философиясы мен өмірі туралы очерктер.Монография. Алматы, 2017. -192 б. Б 109-117.
Әуез М.М. Ділім. Алматы: «Жібек жолы» 2017. -456 б. Б98-101.
Орынбеков М.С. Ежелгі қазақтың дүниетанымы.Алматы: «Ғылым» 1996. -168б. Б 22-25
Еңсеген Т. «Авеста» түркілерге ортақ мұра Алматы, 2011. -392 б. Б 40-50.
Оспанов С.И. Арғытектану негіздері.Алматы, 2009. -543 б. Б 10-15.